Главная
Аттестация
Специальная оценка условий труда
Часто задаваемые вопросы
Заявка на специальную оценку условий труда
 
Часто задаваемые вопросы
Специальная оценка условий труда (СОУТ)

С 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом №426-ФЗ от 28 декабря 2013г. вместо процедуры "Аттестация рабочих мест по условиям труда" введена в практику "Специальная оценка условий труда" (СОУТ).

С вступлением в силу указанного Закона понятие "аттестация рабочих мест" уходит в прошлое.

Что такое специальная оценка условий труда?
Специальная оценка условий труда (СОУТ )- это единый комплекс последовательно выполняемых мероприятий по идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее - вредные и (или) опасные факторы) и оценке уровня воздействия идентифицированных вредных и (или) опасных факторов на организм работника с учетом отклонения их фактических значений от утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов), а также от комплексного применения средств защиты.

Необходимо ли проводить СОУТ?
В силу статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации, а также части 2 статьи 4 и части 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию специальной оценки условий труда возлагаются на каждого работодателя.
Услуга ориентирована на всех работодателей: организации всех размеров, форм собственности, организационно-правовых форм и отраслей экономики, а также частных предпринимателей.

Какие обязанности накладываются на работодателя законодательно?
  1. Проведение специальной оценки условий труда обязательно для каждого работодателя, за исключением рабочих мест, расположенных по месту жительства работников;
  2. Работодатель обязан обеспечить экспертную организацию, осуществляющую специальную оценку условий труда, актуальными документами для проведения полноценной процедуры оценки;
  3. Письменное ознакомление работника с итогами проведенной процедуры, а также дача разъяснений по вопросам специальной оценки условий труда - обязанность каждого работодателя;
  4. Работодатель должен проводить спектр мероприятий, нацеленных на улучшение условий труда.
Для чего нужна процедура СОУТ?
  1. Выявление и оценка опасностей на рабочих местах (мониторинг условий труда);
  2. Освобождение работодателей от дополнительных страховых взносов по линии ПФР/ФСС;
На каких рабочих местах проводится СОУТ?
Специальной оценке условий труда подвергаются все рабочие места и вновь созданные рабочие места.
Спецоценку не нужно проводить в отношении условий труда:
  • надомников,
  • дистанционных работников,
  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися ИП.
Законом предусмотрено, что специальная оценка условий труда на вновь созданных рабочих местах (а также после реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни факторов производственной среды и трудового процесса) должна быть проведена в течение 6-ти месяцев с момента создания рабочего места или изменения в условиях труда.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Какой срок действия имеют итоги СОУТ?
Спецоценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено законом №426-ФЗ.

Пятилетний срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Примечание: В случае, если до дня вступления в силу Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 Федерального закона (имеются в виду обстоятельства, являющиеся основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда).

Однако, в силу Закона работодатель вправе провести специальную оценку условий труда и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, скажем в случае необходимости оптимизации льгот и компенсаций, установленных работникам по результатам АРМ. Учитывая отличие специальной оценки условий труда в сторону явного смягчения в этом вопросе для большинства рабочих мест, это станет актуальным и даст возможность сэкономить значительные средства для многих работодателей.

Какие сложности могут возникнуть у Вашей организации, если отказаться от проведения специальной оценки условий труда?
В настоящее время штрафные санкции за нарушение законодательства о труде и об охране труда, предусмотрены п.1 ст.5.27 КоАП РФ, в следующих размерах:
  • для должностных лиц - от 1 000 руб. до 5 000 руб. (повторное нарушение влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет);
  • для ИП - от 1 000 руб. до 5 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для юридических лиц - от 30 000 руб. до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Однако, 28.12.2013г. был принят Федеральный закон №421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда".

С 1 января 2015 года:
За нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение для юридических лиц предусмотрен административный штраф от 50 000 до 80 000 рублей (ст. 5.27.1. КОАП РФ), а повторно - от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 рублей (часть 23 статьи 19.5. КОАП РФ).

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для:

  1. разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  2. информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
  3. обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
  4. осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  5. организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
  6. установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
  7. установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
  8. расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  9. обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  10. подготовки статистической отчетности об условиях труда;
  11. решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  12. рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
  13. определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
  14. принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
  15. оценки уровней профессиональных рисков.
Порядок проведения специальной оценки.
  1. Идентификация вредных и опасных факторов (осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда);
  2. Проведение инструментальных замеров на рабочих местах, где были выявлены (идентифицированы) вредные и (или) опасные факторы производственной среды;
  3. Оформление результатов проведенной специальной оценки;
  4. Предоставление отчетных материалов по результатам специальной оценки в базы данных уполномоченных государственных органов.
Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям.

В отношении рабочих мест, на которых вредные, опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, по месту своего нахождения.

Форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям устанавливаются Министерством труда (на 01.01.2014 года форма такой декларации не утверждена).

Федеральная инспекция труда обеспечивает формирование и ведение реестра деклараций в порядке, установленном Министерством труда.

Декларация действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Если в период действия декларации, с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация произошел несчастный случай на производстве (За исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных, опасных производственных факторов, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая спецоценка.

Решение о прекращении действия декларации принимается Федеральной инспекцией труда, о чем в срок не позднее чем в течение 10 календарных дней (Со дня наступления несчастного случая) делается соответствующая запись в реестре деклараций.

По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия несчастных случаев на производстве, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

Какие основания влияют на проведение внеплановой СОУТ?
  1. Несчастный случай на предприятии;
  2. Предписание государственной инспекции труда;
  3. Реформирование технологических процессов, а также ввод в работу новых рабочих мест;
  4. Мотивированное мнение профессионального союза;
  5. Смена материалов и (или) сырья, применяемого в технологическом процессе;
В какие сроки необходимо провести внеплановую СОУТ?
В срок до шести месяцев с момента возникновения вышеперечисленных оснований.

Зависимость дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР от результатов проведения специальной оценки условий труда.
В силу Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" для плательщиков страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах с вредными условиями труда, имеющих право на досрочный выход на пенсию применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд

Российской Федерации:
  • на 2014 год - 6%,
  • на 2015 год и последующие годы - 9%.
Но для плательщиков, проведших специальную оценку условий труда, в зависимости от установленного по её результатам класса условий труда на рабочих местах взамен указанных выше "жестких" дополнительных тарифов применяются дифференцированные гораздо более мягкие и дающие возможность экономии дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:

Класс условий трудаПодкласс условий трудаДополнительный тариф страхового взноса
Опасный48%
Вредный3.47%
3.36%
3.24%
3.12%
Допустимый20%
Оптимальный1 


Кто проводит специальную оценку условий труда?
Организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе проводить исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 12 - 14 и 24 части 3 статьи 13 Федерального закона, в случае, если проведение исследований (испытаний) и измерений данных факторов является областью аккредитации ее испытательной лаборатории (центра), самостоятельно или привлечь по гражданско-правовому договору для проведения исследований (испытаний) и измерений данных факторов испытательные лаборатории (центры), аккредитованные национальным органом Российской Федерации по аккредитации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Специальная оценка условий труда не может проводиться:
  1. должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного надзора (контроля) в установленной сфере деятельности, а также на проведение государственной экспертизы условий труда;
  2. организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей) и на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;
  3. организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;
  4. организациями в отношении юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда и для которых такие организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных юридических лиц (работодателей), а также в отношении юридических лиц (работодателей), имеющих общих с такой организацией учредителей (участников);
  5. экспертами, являющимися учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, руководителями таких организаций, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;
  6. экспертами, которые состоят в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, руководителями таких организаций, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда.
 
©2011. Новейшие Технологии Безопасности.